Частый вопрос родителей — “Как учить детей английскому языку?”. Да ещё так, чтобы было без жертв, в радость детям и не накладно родителям. Что ж хорошая новость — на рынке образовательных услуг много предложений, каждый найдет то, что ему нужно. Плохая новость — как понять, что нужно тебе и твоему ребенку? Давайте разбираться.
В предыдущих статьях мы с вами рассмотрели ряд методик и учебников, посвященных одной задаче: как научить ребенка английскому языку. Чтобы не запутаться в этом море материала, настала пора немного подытожить. Что главное мы узнали?
- Научить английскому достаточно легко и возможно в самом раннем возрасте (многие считают оптимальным возраст 4 года)
- Неважно, по какой технологии вы учите, главное – чтоб она была:
- доходчива и интересна для ребенка
- давала эффект хорошего запоминания и продвижения вперед (вы сами будете видеть это на практике)
- в итоге привела к овладению английской разговорной речи, беглому чтению и дальнейшему уверенному освоению грамматики
Содержание
Многообразие методов обучения
Чем меньше возраст ребенка, тем более в игровой манере должно проходить обучение: вооружитесь мультфильмами, наборами карточек и играми. Возраст постарше дает возможность применения более систематизированного учебного материала.
Иногда родители переживают о нагрузке на своего ребенка: ведь он еще русский толком не знает. Не приведет ли это к некачественному обучению обеих языков, не произойдет ли каких-то психических или лингвистических нарушений и раздвоений, когда дети начинают в речи применять слова то английские, то русские, постоянно путая их.
Чтобы этого избежать, можно до какой-то точки проводить последовательное обучение. Например, вначале обучить русской азбуке и чтению, а затем начать изучение английского и дальше вести оба языка параллельно. Но многие детские лингвисты считают, что параллельное обучение можно вести, как говорится, с пупа. Путать слова ребенок будет при равноправном использовании обеих языков в семье, что редко бывает там, где родной — русский. Но даже если оба языка используются в равной степени, то ошибочные заимствования можно считать детской «болезнью», и по мере взросления они постепенно исчезнут.
Как не убить интерес ребенка к английскому
Это самое страшное, что может произойти: ваш малыш еще вчера с удовольствием играл с вами в карточки, весело смеялся в видео уроках и требовал посмотреть «ну еще одну серию, мама». А сегодня он будто не слышит обращенного к нему вопроса-предложения: « А не пойти нам сейчас заняться английским?». В этот момент ему срочно нужно взяться за машинку и уйти подальше от вас на улицу.
Можете не сомневаться: где-то вы совершили ошибку, о которой вас предупреждали:
- возможно, проявили нервозность или требовательность на повышенных тонах в своем стремлении как можно быстрее научить отпрыска
- перезанимались ребенком так, что он устал
- отошли от игры к скучному для всех детей «процессу обучения»
Если это произошло, то обязательно сделайте перерыв: пусть малыш забудет об этом кошмаре. Затем начинайте с абсолютно новой игры, в которой вы уже не будете талдычить, что это — урок и его надо делать, и не повторите остальных ошибок.
Выбор способа обучения
С методиками обучения детей мы сравнительно разобрались. А теперь собственно о том, каким способом научить. Способов много и они зависят от ваших языковых условий, целей и финансовых возможностей.
Что такое языковые условия? Это ваше владение языком. Если знаете английский в совершенстве или хотя бы средне, то вполне можете заниматься с ребенком сами, самостоятельно выбрав методику. Если знаете плохо, то передадите и ваши ошибки. Но опять же: если вы ставите цель просто научить английскому на элементарном уровне, то это и не так уж страшно. Если же ваша цель – минимум Оксфорд или Гарвард для чада, то придется раскошелиться на гувернера-носителя языка.
Еще один способ качественно научить – это спецгруппа с углубленным (до полного погружения) уровнем обучения с использованием видео- и аудио записей носителей языка и созданием полной языковой атмосферы. Об этом методе мы тоже рассказывали раньше. Однако далеко не всегда и не всем родителям такие группы по вкусу и карману.
Что делать если вы не миллионер
Доказано: талант не зависит от благосостояния, и добиться своего можно всегда и при любых условиях. В качестве примеров приведем изыскания творческих людей. Мне интересной показалась методика Ирмы Эскады, художницы, не являющейся профессиональным лингвистом.
Она придумала свою персональную методику творческого изучения английского языка через создание образа и дальнейшей его трансформации, с использованием мелкой моторики. Сложно звучит, но на самом деле очень просто все. Вот как это происходит:
- Видим объект и создаем его мысленный образ
- Пишем название, рисуем картинку (это и есть та самая мелкая моторика)
- Произносим слово и запоминаем
Автор превратила в творческий процесс даже английскую транскрипцию: фонетические значки дети тоже превращают в рисунки!
Коль опять вернулись к фонетике, признаем факт: это самая сложная тема для детей. Здесь на выручку могут прийти…кубики. Нет, не те обычные с буковками, которые мы привыкли видеть, а кубики со слогами. Может быть, слышали о методике Зайцева? Этот замечательный лингвист придумал кубики для трех языков: русского, украинского и английского.
Эти кубики не простые, а фонетические, на них не буквы, а звуки. Для детей постарше кубики заменены специальными транскрипционными карточками, на лицевой стороне которых написан символ звука или звукосочетания. Дети запоминают звуки в игре: сами находят нужный звук и составляют из звуков слова, то есть звуковую формулу слова.
Надеюсь, что вы выберете свой метод обучения, и сможете качественно научить языку ребенка.